Новости

18 Октября, 20:53

Правовая среда для инвестиций и защита интересов инвесторов в России

Участники шестой сессии Московского международного форума по иностранным инвестициям обсудили вопросы взаимодействия иностранных инвесторов с законодательными и регулирующими органами власти в РФ

 

Заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития РФ Игорь Коваль заявил, что в настоящее время макроэкономические показатели Российской Федерации находятся на высоком уровне. В стране наблюдается положительная динамика роста ВВП и низкий уровень государственного долга. Россия привлекательна для иностранного бизнеса, но нужно создавать благоприятный инвестиционный климат. Правительство уже провело ряд прямых реформ в данной области, в результате которых Россия улучшила свои позиции в рейтинге Doing Business. Сейчас ведется активная работа по разработке критериев подготовки руководящих кадров, которые со своей стороны будут улучшать условия ведения бизнеса в стране. Совместно с Агентством стратегических инициатив формируются базовые стандарты: налаживание каналов связи с бизнесом, создание информационных порталов, внедрение законодательной базы на местах.

Михаил Барщевский, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, критично прокомментировал ситуацию с современным российским законодательством в целом. «Если мы всерьез обсуждаем, что для инвестиционного климата требуется личный мобильный телефон губернатора, то о правовых средствах обеспечения инвестиционного климата речь зайдет не скоро», - сказал спикер.  По мнению М. Барщевского, уровень доверия к суду – важный фактор, влияющий на инвестиционный климат. Для иностранного инвестора судебная практика  - первоочередный вопрос перед выходом на российский рынок. Если национальный суд не ориентируется на зарубежные практики, то страна не получает зарубежные инвестиции. Поэтому основной задачей для России является создание независимого суда. «Независимый суд – это тот кислород, без которого не может дышать ни экономика, ни общественная жизнь», - подчеркнул эксперт.

Первое, что нужно сделать на пути к созданию независимых судов -  отказаться от назначения председателей судов указом президента. М. Барщевский считает, что председатели должны избираться судьями данного суда или на пленуме. Во-вторых, необходимо автоматически записывать все телефонные разговоры в стенах суда. «Если мы говорим о коррупции в судебной системе, то 20% - это взятки, а 80% - административное или криминальное давление», - пояснил спикер. Следует также создать «федеральную службу судебной охраны», т.е. орган, который будет подчинен только президенту и будет заниматься оперативно-розыскной деятельностью в отношении судей и чиновников, которые пытаются оказать давление на суд. Информация, полученная от этой службы, будет основанием для прекращения полномочий судей.  Немаловажно, по мнению М. Барщевского, и изменение кадрового подхода. Во многих странах должность судьи – это венец карьеры. Судьями становятся люди со стажем работы прокурора и адвоката, в России же сложилась такая ситуация, что зачастую должность судьи занимают бывшие секретари судебного заседания и помощники судей.  Пятым необходимым условием стало увеличение заработных плат судей.  Последнее, что обозначил спикер - автоматическое увольнение чиновника любого ранга, попытавшегося оказать давление на суд. На выходе мы получим прозрачную и понятную ситуацию с инвестиционным климатом для зарубежных инвесторов, а вопрос претворения данных мер в жизнь – это вопрос политической воли, подытожил М.Барщевский.

Наталья Павлова, судья Высшего арбитражного суда РФ, видит позитивные изменения в российской судебной практике. Главное преимущество отечественной судебной системы  -наличие специальных судов для решения экономических споров. Суды также стали более открытыми благодаря оснащенности электронными средствами, доступности для «потребителей» судебного процесса. Еще один плюс – процессуальное законодательство, отмеченное Советом Европы как одно из лучших в Европе.  Главное достоинство, по мнению Н. Павловой, это ассимиляция правовой системы, ориентация на прецедентный характер, единообразие судебных практик.

Райнер Хартманн, Председатель правления Ассоциации европейского бизнеса, отметил, что ситуация с инвестиционным климатом в России существенно изменилась за последние годы. Сейчас риски на российском рынке гораздо ниже, чем раньше, однако восприятие России за рубежом все так же негативно. Р. Хартманн подчеркнул, что сложившаяся инвестиционная среда в России  лучше, чем в Китае или Индии. Спикер согласился с Михаилом Барщевским в том, что для улучшения инвестиционного климата нужна крепкая политическая воля: «Настало время действовать, для того чтобы инвесторы реально на практике увидели меры, которые предпринимаются в стране для улучшения предпринимательского климата, чтобы избежать стагнации в этом процессе».

Руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию юридической компании «Пепеляев Групп» Галина Баландина прокомментировала проблемы таможенного законодательства РФ, подчеркнув, что двадцатилетняя история развития таможенной системы в России – это сплошное реформирование законодательства. Созданный в 2004 году Таможенный кодекс РФ был заменен в 2010 году кодексом Таможенного союза, что не стало позитивным фактором развития законодательства. Сейчас три государства-участника Таможенного союза присоединились к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур («Киотская конвенция»). Чтобы следить за организацией деятельности таможенной службы летом этого года совместно с АСИ была утверждена «дорожная карта»– план управленческих мероприятий по усовершенствованию таможенного администрирования со сроком реализации к концу 2018 года. Цель данной карты - максимально повысить прозрачность действий таможенных служб и снизить скорость прохождения грузов через границу. В 2015 планируется осуществить реорганизацию процедуры таможенного оформления, а именно разрешить передачу товара импортеру до завершения необходимых проверок груза, но под финансовые гарантии.

 По просьбе модератора сессии Эвелины Закамской, Игорь Коваль прокомментировал ситуацию с государственно-частным партнерством. По его мнению, европейский опыт доказывает, что грамотное развитие инфраструктуры напрямую зависит от механизма ГЧП. Поэтому в настоящее время в правительстве ведется разработка соответствующего закона.

В заключение сессии, аудитории был задан вопрос: Что думают иностранные инвесторы о Российском законодательстве?

20% участников проголосовало за ответ «все просто и ясно, еще бы применяли ко всем одинаково». По 40% пришлось на утверждения  «все довольно сложно и нестандартно, но я адаптировался» и «мне кажется, я никогда к этому не адаптируюсь и не привыкну».

Ответ «все просто и ясно» не получил ни одного голоса, а это значит, что остается еще много вопросов, над которыми предстоит работать.

 

Онлайн-трансляция

Для доступа на онлайн-трансляцию с Форума перейдите по ссылке и авторизуйтесь

Организатор

Правительство Москвы
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы

Партнеры